Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через их профессиональную ориентацию

Недавно в Воронеже на базе Автомобильно-транспортного института и Автомобильного, правового техникума прошла акция «Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через их профессиональную ориентацию».  Данный проект был своего рода социальным экспериментом, направленным на то, чтобы помочь его участникам стать более самостоятельными в жизни, сформировать их психологическую культуру. Задачи занятий заключались в том, чтобы дать ребенку возможность познать самого себя и научить его получать эти знания самостоятельно; помочь стать более адаптированным; поспособствовать нравственному самосовершенствованию, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.
В целевую группу Проекта вошли дети и подростки в возрасте от 11 до 16 лет (в количестве 45 человек),представляющие 16 общеобразовательных средних учебных заведений 5 муниципалитетов города (Коминтерновского, Центрального, Железнодорожного, Ленинского, Левобережного районов). В качестве основных критериев отбора детей в состав целевой группы Проекта принимались дети, являющиеся сиротами и оставшиеся без попечения родителей; воспитываемые одной матерью или одним отцом; проживающие с отчимом и мачехой; проживающие в малообеспеченной семье с отцом и матерью; воспитывающиеся в большой малообеспеченной семье с отцом, матерью, бабушками и дедушками. Списки участников Проекта были представлены отделами опеки и попечительства вышеперечисленных муниципалитетов города. Мероприятия Проекта проводились под патронажем Управления молодежной политики города. Помощь в организации проведения мероприятий оказывали автомобильный факультет Автомобильно-транспортного института, Автомобильный, правовой техникум, отделы опеки и попечительства районов города, инспекция по работе с несовершеннолетними Ленинского района города, управления молодежной политики и культуры города, социально-педагогический центр здоровье сберегающих технологий «УЖ» (Учись Жить), муниципальный центр военно-патриотического воспитания, управление ГИБДД по Воронежской области, Международный союз общественных объединений «Международная молодежная лига общественной дипломатии» г. Москва, администрации школ участников Проекта.
Почти 70% участников Проекта воспитываются в полных семьях. У большинства несовершеннолетних нормальные жилищные условия. Однако, во всех семьях нехватка материальных средств, живут от зарплаты до зарплаты. 62,2% участников проекта воспитываются в семьях, ведущих относительно здоровый образ жизни, но равнодушных к другим членам семьи. 91,2% человек учится в образовательной школе удовлетворительно. Склонностей к обучению какого-либо предмета не имеют, однако хотят обучаться конкретной профессии. Для мальчиков -это профессии технической направленности. В течение учебного года дети из обследуемых семей не имели хорошего внешкольного общения. Обследуемые подростки в основном проводили свой досуг без позитивных целей.
Наблюдения и анкетирование показали, что проведенные психологические занятия помогли детям стать более самостоятельными, научили их сохранять нервно-психическое здоровье, преодолевать стресс, находить выход из трудных жизненных ситуаций, управлять собой, нормализовали отношения в семье. Большинство детей сдружились. Климат в их семьях улучшился, родители заинтересовались успехами детей в профессиональном выборе.